Медиа

Машина «крестного отца» петербургского трамвая

Новости
Свое место в экспозиции Центра истории автотранспорта Ленинграда занял редчайший автомобиль М-11 (ГАЗ-11-73). Его предшественница, «Эмка», была запущена в производство в 1936 году по фордовским стандартам. Для модернизации ходовой части был выбран шестицилиндровый мотор разработки фирмы Dodge. Не самый новый, конца 1920-х годов. Зато относительно простой, достаточно мощный и неприхотливый.

Лицензию купить не удалось, но неофициально в 1937 году был приобретен комплект чертежей, на основе которых и разработали советский аналог - мотор ГАЗ-11. На базе него в первую очередь была создана улучшенная «Эмка» ГАЗ-11-73. Помимо шести цилиндров, она получила апгрейд шасси и обновленный облик. До войны, из-за проблемы с размещением производства нового мотора, таких машин сделали только 114. Еще 1030 собрали в 1945-1946 годах в ожидании выпуска «Победы». Таким образом, тираж составил всего 1144 автомобиля.

Хозяином нашего экспоната являлся главный инспектор наркомата электростанции СССР Генрих Осипович Графтио. Ещё в 1907 году он спроектировал и организовал движение первой очереди электрического трамвая в Петербурге. Ему также принадлежат проекты электрификации железных дорог Крыма и Закавказья. Благодаря Графтио были возведены ГЭС «Белый уголь» и Волховская ГЭС, а также разработан план ГОЭЛРО.

Генрих Осипович стал владельцем машины в мае 1946-го. Через четыре года машина досталась вдове инженера – Антонине Адамовне. У нее М-11 пробыла до 1952-го, после чего автомобиль перешел в руки Эммануила Самуиловича Сапожникова. Последний хозяин 11-73 - старший шофер базы «Ленэнерго», ветеран Дороги жизни Михаил Афанасиевич Слободчиков. Ему автомобиль прослужил целых 17 лет. В октябре 1972 года Слободчиков подарил машину Музею истории города Волхова, расположенному в доме, где жил Генрих Осипович во время строительства Волховской ГЭС.

На время реконструкции родного дома М-11 будет радовать и гостей Центра. Нам она передана Музейным агентством Ленобласти при поддержке Комитета по транспорту Ленинградской области. К слову, автомобиль Графтио соседствует с другой «Эмкой», более классической. У посетителей Центра есть возможность сравнить обе.

М-11 можно долго рассматривать, так как она является наглядным образцом советского «колхозинга» разных лет. Здесь и передняя оптика внедорожника ГАЗ-69, приваренный багажник, панель приборов от «Москвича» (402/407), внутренняя арматура салона «Волги» ГАЗ-21. На всем этом фоне особенно выделяются оригинальный двигатель и передняя подвеска.

Очевидно, автомобиль стал «преображаться» после кончины Генриха Осиповича. Каждый следующий владелец оставил свой своеобразный след во внешности машины, сделав ее по-настоящему уникальной.