Год выпуска: 1957
Страна производства: СССР / Россия и страны СНГ
Марка: ЗИС
Наличие: В экспозиции
Десятилетие: 1950-е
ЗИС-155 в Ленинграде, у Большого Гостиного двора. Автобус с данным бортовым номером числился в Автобусном парке № 1 (1955 год)
Территория Автобусного парка № 1 города Ленинград (Фотография из ведомственного альбома, изданного к 250-летию Ленинграда. На заднем плане видны дома № 23, 25 по Расстанной улице. Предположительно, 1950-е годы)
Как и предшественник, ЗИС-155 получил цельнометаллический кузов вагонной компоновки. Кузовные панели соединены преимущественно заклёпками, бóльшая часть внешней облицовки — дюралюминий. На ЗИС-155, как и на его далёком предке ЗИС-8, над лобовым стеклом установлены софитные огни, только уже не два, а три. Софитные огни — это своего рода цветовой код маршрута, по которому можно «опознать» маршрут автобуса издалека, например, в сумерки или плохую погоду, когда цифра на маршрутоуказателе с большого расстояния не видна.
Несмотря на то, что у ЗИС-154 новая модель заимствовала переднюю подвеску, рулевое управление и некоторые другие узлы, в целом автобус был сильно унифицирован с грузовиком ЗИС-150. Кроме двигателя и коробки передач, от ЗИС-150 автобус получил водительское сиденье, в связи с чем у шофёра исчезла возможность регулировки спинки по углу наклона. На 155-й устанавливался генератор увеличенной по сравнению с грузовиком ЗИС-150 мощности. Это требовалось, поскольку в автобусе было значительно больше потребителей, чем в грузовике (плафоны освещения салона, софитные огни и т. д.).
Бóльшая часть приборов размещена перед глазами шофёра, а не в машинном отделении, как было на ЗИС-154. Исключение составляет указатель уровня топлива, по неизвестным причинам традиционно размещаемый под лючком топливного бака. На приборном щитке, помимо прочего, располагаются контрольные лампы «нет зарядки», «дверь открыта», «стоп».
Двери четырёхстворчатые. Их створки, в отличие от створок дверей троллейбусов того времени, открывались наружу. Открывание и закрывание дверей осуществлялось пневматическим устройством поршневого типа, расположенным над дверьми под внутренней облицовкой.
Среди особенностей выделяется тормозная система, а точнее стояночный тормоз: он дисковый, вентилируемый (!) — прогрессивное решение для тех лет. Однако картину омрачает то, что тормоз трансмиссионный. Такая конструкция проигрывает по ряду характеристик обычным тормозам. При этом основные тормоза у автобуса по кругу барабанные. Исходя из конструкции стояночного тормоза, можно с уверенностью заявить, что конструкторами предполагалась не просто возможность его использования в случае отказа основной тормозной системы, но и эффективное торможение им при достаточно высокой скорости движения.
В салоне автобуса установлено три отопителя («печки»), соединённые с системой охлаждения двигателя. А вот у шофёра «печки» нет, т.к. у него под боком располагается двигатель, от которого тепла было вполне достаточно. Летом данная особенность конструкции становилась для шофёров большим недостатком. В пассажирском салоне температуру можно было регулировать либо клапаном подачи воды в отопители, либо посредством открывания потолочных вентиляционных отверстий или окон.
В течение выпуска автобус дорабатывался с целью улучшения потребительских характеристик. Так, с начала производства по конец 1956 года было внесено более сотни различных изменений.
В 1957 году начался выпуск модернизированной версии автобуса, получившей самостоятельный индекс ЗИЛ-155Г. Многочисленные изменения вносились в конструкцию постепенно. Вот лишь некоторые из них:
Чертеж ЗИС-155
Щиток приборов
Моторный отсек
Горловина топливного бака и указатель уровня горючего рядом с ней
ЗИС-155 в цеху сборки и окраски (журнал «Советский Союз» №3 за 1953 год)
Сборка автобусов ЗИС-155 (альбом «Москва в фотографиях 1945-1950-е»)
Начальник отдела эксплуатации Автобусного парка № 1
Виктор Савельевич Мессель (Ленинград, Дворцовая площадь, 1950-е годы)
Междугородние ЗИС-155 и ЗИС-127 (в центре) у автовокзала города Ленинграда (Площадь Мира, ныне Сенная, вторая половина 1950-х годов. Фотография из ведомственного альбома, изданного к 250-летию Ленинграда)
Испытательный пробег автобусов ЗИС-155 по маршруту Ленинград-Минск
(г. Витебск, предположительно 1955 год. Фотография из архива семьи Грозмани)
На улицах Ставрополя (1981 год, автор фото: Олег Черников)
У проходной СПАТП-1 (1997 год, г. Ставрополь, автор фото: Вадим Горбачёв)
На территории Автобусного парка № 1 города Санкт-Петербург (2017 год)
Салон сразу после прибытия (2017 год)
Рабочее место шофёра (2017 год)
Фото реставрационного процесса:
Автобус разобран полностью
Сборка с использованием изготовленных заново кузовных панелей, аналогичных оригинальным
Фото повторной (!) сборки после подгонки панелей и окраски: