18 декабря 1933 года на Автозаводе им. Сталина были готовы первые автобусы ЗИС-8. Серийное производство началось в 1934 году на базе удлиненного шасси грузовика ЗИС-5. Кузов автобуса имел деревянный каркас, обитый жестью и брезентом. Наличие двери в задней части кузова для загрузки носилок позволяло при необходимости использовать автобус в качестве санитарного.
Выпуск ЗИС-8 прекратился в 1936 году, но несколько авторемонтных предприятий продолжали производить эти автобусы с небольшими изменениями. Всего выпустили 547 экземпляров. Следующей моделью стал более современный ЗИС-16, оригинальные модели не сохранились.
ЗИС-8 унаследовал особенности конструкции грузовых автомобилей 1930-х годов, такие как рессорная подвеска и отсутствие механических амортизаторов. Основные требования к модели были: надежность и легкость в обслуживании. К примеру, масляный фильтр изготавливался из войлока, который легко было заменить чистым при наличии ненужной пары валенок. В двигателе использовался баббит вместо коренных вкладышей, что позволяло проводить ремонты в полевых условиях.
Проектированием кузова занимались опытные кузовщики Завода им. Сталина: Иван Федорович Герман и Николай Иосифович Францев.
Характеристики
Дополнительная информация
Характеристики
Год выпуска: 1935
Страна производства: СССР / Россия и страны СНГ
Наличие: В экспозиции
Десятилетие: 1930-е
Дополнительная информация
В фильме «Место встречи изменить нельзя» (реж. С. Говорухин, 1979 год) на ЗИС-8 передвигались главные герои. Машина сохранилась до наших дней в музее киностудии «Мосфильм». Этот же автобус можно увидеть в сериале «Диверсант» (реж. А. Малюков, 2004 год). Важно отметить, что это не совсем настоящий ЗИС-8. Автобус был изготовлен на шасси УралЗИС-5 сторонним авторемонтным заводом.
ЗИС-8 стал первым советским автобусом, поставлявшимся на экспорт. В 1934 году в Турцию была направлена партия из 16 экземпляров.
Для увеличения места в салоне часть сидений располагается спинками к окнам, как в поезде метро.
На ЗИС-5 и, как следствие, на ЗИС-8 устанавливался компрессор для подкачки шин. Он размещался на картере коробки передач и позволял шоферу при наличии подходящего шланга быстро и без усилий накачивать колеса.
В технологических картах на изготовление кузова среди инструмента кузовщиков указывалось обыкновенное ведро. По нему, как по шаблону, изгибали штапик заднего борта.
В 1930-е годы трестом «Универпром» на Заводе механической игрушки № 8 (позднее — Московский завод механической игрушки) выпускалась заводная игрушка «Автобус», облик которой напоминает ЗИС-8.