В 1943 году в Наркомате средней промышленности прошло совещание, на котором был утверждён модельный ряд автомобилей послевоенного периода. На Горьковском автозаводе началась разработка новых машин, в том числе и легкового автомобиля М-20, которому суждено было получить имя «Победа».
Опытный образец М-20 выехал из ворот завода 6 ноября 1944 года, за рулём был главный конструктор А. А. Липгарт.
28 июня 1946 года начался массовый выпуск новой машины.
Автомобиль действительно стал победой советского автопрома: М-20 в корне отличалась не только от других советских, но и от зарубежных легковушек.
Прорыв заключался в понтонном типе кузова (кузов, у которого не выступают крылья). «Победой» Горьковский автозавод задал мировую моду на такой кузов.
Кроме того, машина укомплектовывалась салонным фильтром воздуха, изготовленным из конского волоса, отопителем салона (это был первый отечественный автомобиль с «печкой», не считая правительственных), электромеханическими часами, а с 1955 года ещё и радиоприёмником.
25 января 1950 года право выпускать М-20 получила Польша. Там эта машина производилась под названием «Варшава» аж до 1973 года.
30 мая 1958 года с конвейера Горьковского автозавода сошёл последний экземпляр «Победы», который сразу отправился в заводской музей. Всего было за годы производства было изготовлено 241 497 автомобилей, из которых более 70 000 — третья серия.
Характеристики
Дополнительная информация
Характеристики
Год выпуска: 1956
Страна производства: СССР / Россия и страны СНГ
Город производства: Горький
Марка: ГАЗ
Наличие: В экспозиции
Десятилетие: 1950-е
Дополнительная информация
Экспонат был куплен в 1956 году в городе Великий Новгород. Первый владелец достаточно долго пользовался автомобилем, после чего передал его своей дочери, которая ездила на машине практически каждый день до 1997 года. Сохранились даже бумаги о прохождении всех техосмотров! В 1997 году автомобиль был куплен гражданином Швеции, в чьей собственности пробыл более 7 лет.
Неофициально все ГАЗ-М-20 делят на 3 серии, соответствующие периодам выпуска между модернизациями. Так, с 1946 по 1948 год выпускалась первая серия, тираж которой был небольшим из-за неэффективно налаженной работы производства. Качество этих автомобилей, мягко говоря, оставляло желать лучшего. В 1949 году начался выпуск 2-й серии, продолжавшийся до 1955 года. Внешне эти машины отличались чуть иной решёткой радиатора. «Победы» 3-й серии (1955−1958) внешне отличались наличием антенны радиоприёмника на крыше и, опять же, решёткой радиатора.
Как и её предшественники, «Победа» поставлялась в различные организации и таксопарки. 1 сентября 1948 года в Москве открылся первый в СССР автомагазин, где любой желающий мог теоретически купить «Москвич-400» или ГАЗ-М-20. Но не стоит забывать, что цены были заоблачные — 8 000 и 16 000 руб. соответственно, что при средней зарплате в 400 руб./мес. делало покупку автомобиля практически невозможной.